|
|
Главная » Статьи » Евангелие от Лукича
|
Евангелие от Лукича
|
|
НЕДАВНО ТВЕРЬ С КВАРТИРНЫМ КОНЦЕРТОМ ПОСЕТИЛ ЛИДЕР ГРУППЫ "ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ" ВАДИМ КУЗЬМИН.
(Имеется в виду квартирник в Твери 10.11.2002г - примечание MK)
Фигура,
масштабами творчества не менее грандиозная, чем Егор Летов или Яна
Дягилева, Вадим Кузьмин ("Чёрный Лукич") известен прежде всего как
соратник и близкий друг обоих сибирских рок-поэтов. Песни "Чёрного
Лукича" по гражданскому пафосу или нервно-суицидальному надрыву далеко
уступают летовско-дягилевским виршам. Тем не менее, тот удельный вес
"русского духа", который наряду с нефтью или углём даёт России Сибирь (а
родиной и постоянным местом жительства Вадима является Новосибирск),
оказался накрепко запечатлен в его песнях без учёта времени и места их
написания.
"Мы идём в тишине
по убитой весне,
По разбитым домам,
по седым головам,
По зелёной земле,
по черневшей траве,
По упавшим телам,
по великим делам..."
("Мы идём в тишине")
НЕСМОТРЯ на явно завышенную плату за входной билет (130 рублей) и
отсутствие малейшего намёка на респектабельность обстановки, концерт
прошел на "ура".
Время от времени, в короткие минуты перекура, "Чёрный Лукич" устраивал
набеги на хозяйский холодильник, в котором ещё задолго до начала
концерта специально для него была припасена бутылка водки, разошедшаяся
почти мгновенно, ибо желающих выпить за здравие дорогого сибирского
гостя нашлось немало. Отвечая на вопросы зрителей, Кузьмин вспоминал
своих знакомых, а ныне культовых персонажей, рассказыал, что происходит в
рок-н-ролльной жизни Сибири сегодня. Вот лишь некоторые примеры
подобного рода диалогов.
О ГАСТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Вадим, насколько я знаю, группа "Черный Лукич" входит в некое
общественное движение "Планетарное искусство. Место действия - Сибирь".
- О-о-о... Вспомнили... На самом деле в городе Новосибирск живёт
такой человек - Саша Кувшинов. Он известен тем, что в начале 80-х был
одним из наиболее известных авангардных пианистов, работал с различными
джазовыми музыкантами, с Сергеем Летовым, например. Последние лет восемь
он занимается неким подобием шаманской музыки со своей группой "Тихий
Театр". Ну, и как все люди, живущие вокруг Горного Алтая - в Барнауле
ли, в Новосибирске, - мы, естественно, тоже интересовались горным краем и
однажды не без поддержки Министерства культуры республики Алтай провели
такой передвижной фестиваль: три недели ездили по деревням вроде
агитбригады. Нас было порядка двадцати человек, все мы жили дружно, как
бременские музыканты, ездили, играли, ночевали и снова ездили все в
одном автобусе. Саша Кувшинов был идеологом этого движения, у него
имелась какая-то своя "телега" (идейное обоснование). Я уже её
досконально не помню.
Самый экзотический концерт у нас был на юге Горного Алтая, в деревне
Мульта, где живут только староверы. Очень страшно было там выступать,
потому что нам рассказали одну историю. Лет за пять до нашего приезда в
этой деревне решили организовать коммуну столичные кришнаиты. Арендовали
землю, нагнали гору техники, устроили небольшой поселок... И вдруг у
них кто-то умер. Тело умершего, как полагается по обряду, сожгли. А
мужики местные посмотрели на эти похороны и втихомолку решили про себя:
дескать, все понятно - бесы. И разнесли весь поселок вместе с
экскаваторами, люди едва убежать успели.
Но, несмотря на подобного рода истории, да и на то, что туда вообще
никакая художественная самодеятельность не доезжает, концерт получился
совершенно удивительный. В бревенчатом доме культуры, где мы выступали,
собрались почти одни дети - человек триста. Концерт наш был творчески
разноплановым: например, первым номером выступала девочка, игравшая на
синтезаторе органную музыку Баха. Только она успела отыграть одно из его
произведений, тишина была просто гробовая - в зале сразу восторженный
рев, овации - почище чем на Уэмбли! Мы в это время с другом за сценой
были, и я, помню, ему сказал: "Ну все, Славка, мы здесь точно проканаем.
Если уж они на Баха так реагируют..." Так и получилось.
О ДРУЗЬЯХ И НЕ ТОЛЬКО
- Вы с Летовым сейчас выступаете?
- Два раза выступал. Очень печальные впечатления. Отношения у нас с
Егором ровные, товарищеские - так, ни дружбы, ни вражды. Понимаете ли,
года до девяносто седьмого мне было важно его мнение, несмотря на то что
конфликтовали мы с ним или дружили. А потом в какой-то момент времени я
вдруг понял, что Летов как музыкант мне вообще неинтересен. То есть он
был бы мне интересен как человек, если бы он умел общаться как человек. Я
с ним виделся последний раз два года назад, и Егор, после моего к нему
приезда, сразу же стал задвигать мне какие-то свои "телеги",
политические идеи, которые у него меняются каждые полгода. Я ему говорю:
"Егор, ну ты что, с дуба рухнул? Ты уж мне-то горбатого не лепи, я-то
тебя знаю совсем досконально..." Хотя, думаю, что все люди проходят
какие-то фазы, и прежние отношения всегда могут вернуться.
- А насколько хорошо вы знали Яну Дягилеву?
- Ну, я скажу так, что Егора с Янкой я познакомил. Просто потому,
что она была наша, сибирская. Жила в Новосибирске. Недавно, кстати,
вернулся в Питер из Киева Олег Древаль, а когда мы ездили в Киев в свое
время, Егор, Янка и я останавливались у него дома. Был такой случай,
когда мы сидели на кухне летом и о чем-то очень бурно спорили. И он,
поскольку был тогда человек молодой и шустрый, решил все это записать,
микрофончик поставил... А совсем недавно нашел эту катушку у себя на
даче. Это совершенно удивительно - через пятнадцать лет попытаться в ту
атмосферу окунуться, послушать, о чем спорил я, каковы были убеждения
других.
На всем протяжении квартирного концерта Вадим Кузьмин рассказывал о
своих совместных проектах с Ником Рок-н-роллом (подлинное имя - Николай
Кунцевич), Яной Дягилевой, другими музыкантами. Кузьминым был раскрыт и
секрет названия группы (а по совместительству и собственного прозвища)
"Лукич" - это не что иное, как одна из "народных" кличек Владимира
Ильича Ленина, и придумана она была под прямым воздействием того
бесноватого духа политического радикализма, бродившего по Союзу в момент
разочарования перестройкой. Были, правда, варианты более циничны по
характеру: например, "Насильники Крупской".
Глупо было бы детально описывать каждую подробность состоявшегося
концерта: лучше один раз услышать и увидеть (в цифровом формате) все
выступление полностью, чем сто раз прочесть о нем. Узнать же
подробности концерта можно по адресу: Stein-Garten@yandex.ru.
Максим Житников, ноябрь'2002 Тверская газета Караван+Я #48(351) от 27.11.2002г
|
|